ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области


2017-2018 | 2016-2017 | 2015-2016 | 2014-2015 | 2013-2014 | 2012-2013 | 2011-2012 | 2010-2011 | 2009-2010 | 2008-2009 | 2007-2008 | 2006-2007 | 2005-2006 | 2000-2005

Наши достижения

Окружной конкурс «Самый классный классный 2011». Март 2011

Победителем конкурса стала учитель МОУ Красноярской СОШ Сукач Елена Витальевна.
Конкурсные материалы:

III областная –VI городская научно-практическая конференция «Педагог –исследователь». март 2011

18.03.2011г. в гимназии №1 г.Самара проходила III областная –VI городская научно-практическая конференция «Педагог –исследователь».  С докладом на секции «Общественные науки. Методика преподавания общественных наук» выступила заместитель директора школы по УВР Бушова С.А.

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ Д.ТОЛЛИНГЕРОВОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

Бушова С.А. (эл. адрес: kryarm@yartel.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение Красноярская средняя общеобразовательная школа Красноярского района Самарской области (МОУ Красноярская СОШ Красноярского района Самарской области), РФ, Самарская область, Красноярский район, с. Красный Яр.

Аннотация.

Представлен опыт создания специальных условий для эффективного развития мыслительных операций у учащихся в процессе обучения на уроках истории. Так как все условия обучения можно считать специально созданными, новизна работы состоит в том, что обучение школьников строится на основе теории учебных задач Д.Толлингеровой и предполагает апробацию системы развивающих методов.

Проблема развития мыслительных операций – одна из главных проблем современного образования. Как организовать познавательную деятельность учащихся, как учить, какими методами, чтобы ученики не только усвоили определённые знания, но и научились самостоятельно мыслить, были готовы к творческому преобразованию полученных знаний. Эти вопросы волнуют многих педагогов.

Методологической и теоретической основой предлагаемой разработки являются фундаментальные теоретические положения о соответствии развития и обучения, сформулированные выдающимся психологом Л.С.Выготским, психологическая теория деятельности, активно разрабатываемая в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.), теоретико-методологические принципы построения личностно-ориентированного обучения в современной школе, разрабатываемые В.Я.Ляудис, И.С.Якиманской, теория таксономии учебных целей и задач Д.Толлингеровой.

Д.Толлингерова разработала таксономию учебных задач. Таксономия раскрывает стоящую за любым материалом систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, и заканчивается операциями логического и творческого мышления. Следовательно, научившись составлять учебные задачи так, что их операционная структура будет соответствовать учебному материалу и преследуемым педагогическим усилиям, учитель сможет управлять ситуацией развития личности ученика, а это, в конечном итоге, и является целью любого процесса обучения.

По развитию мыслительных операций у школьников в нашей работе можно выделить два основных этапа: подготовительный этап и этап практической реализации эксперимента.

Цель подготовительного этапа – создание условий для построения процесса обучения в рамках теории учебных задач Д.Толлингеровой.

На данном этапе предполагалось:

- подготовка педагога к участию в экспериментальной работе;

- выбор участников эксперимента;

- проведение изучения уровня мыслительных операций участников экспериментальных и контрольных групп;

- самостоятельное проектирование учебных задач; анализ учебников по истории.

Цель второго этапа заключалась в практическом построении процесса обучения в рамках теории учебных задач Д.Толлингеровой с учётом уровня индивидуального умственного развития каждого ученика.

Данный этап предполагает:

- комплексное построение процесса обучения;

- обязательное соотнесение операционной ценности задач с дидактическими целями урока;

- обязательное соотнесение операционной ценности задач с уровнем развития мыслительных операций ученика, его индивидуальными особенностями;

- применение системы задач в рамках различных типов урока и на различных этапах;

- формирование учебной мотивации и благоприятной психологической атмосферы;

- взаимодействие психолога и педагога.

Наряду с таксацией вопросов и заданий на уроках истории использовались следующие методические приёмы, развивающие мыслительные операции:

- упражнение «Логичность» (определение правильных и ошибочных выводов);

- упражнение «Выявление общих понятий» (из пяти слов выбрать два, наиболее связанных с обобщающим словом);

- упражнение «Исключение понятий»;

- упражнение «Сходство и различие» (сравнение понятий, событий, явлений, персоналий);

- упражнение «Поиск аналогов»;

- метод проблемных задач (способ обучения самостоятельному решению учебных задач) и другие.

Анализ результатов, полученных по ГИТ, ЭОУ, данные педагогической диагностики свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе на втором этапе обследования показатели по всем субтестам значительно превышают показатели, полученные по этим же субтестам в контрольной группе на втором этапе обследования.

Данные исследования, таким образом, подтверждают эффективность обучения, построенного в рамках теории учебных задач Д.Толлингеровой.
Литература:
1.     Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В.Давыдова. М., 1999.
2.     Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1999.
3.     Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
4.     Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М., 1998.
5.     Шарова Е.Ю. В сфере образования требования времени чувствуются наиболее остро.//Вестник Всероссийского педагогического собрания. №3(24),март 2010.
6.     Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Директор школы. Спецвыпуск 2, М., 1996.


Идея, разработка, дизайн, содержание и поддержка - ГБОУ СОШ с. Красный Яр
2005-2020